С приходом холодов автовладельцев может настигнуть ледяной дождь, сильный ветер, метель или внезапно образовавшийся гололед. Такие условия заставляют водителей приспосабливаться к условиям зимней дороги и менять стиль управления автопоездом для собственной безопасности. Часто дальнобойщики недооценивают ответственность за неосторожное вождение. Для избежания заносов на зимней дороге и сохранения груза, необходимы навыки отлаженного управления грузовым автомобилем в гололёд, умение эффективного преодоления подъёмов и спусков, верно выбранная скорость и передача.
Перечислим основные правила вождения зимой, чтобы не попасть в ДТП.
- Не допускать резких и лишних движений. Редко пользоваться педалью газа, тормоза, аккуратно обращаться с рулём.
- Проверить полную исправность машины и качество резины.
- Соблюдать безопасную дистанцию до движущегося впереди транспорта. Важно сохранять свободный участок перед впереди идущей машиной, чтобы в случае необходимости воспользоваться экстренным торможением.
- Прокатать колею перед автомобилем до продолжительной остановки. Под тёплой резиной, только что остановившегося автопоезда, образуется яма, которая со временем покрывается слоем льда. На утро техника начнет буксовать, а, накатанная заблаговременно, колея позволит легко выехать с места стоянки. Перед началом движения утром потребуется на несколько метров отъехать назад. Это позволит прогреть диски. Но если тормозные колодки всё же прихватило, то после подобного маневра их отпустит и только тогда можно спокойно ехать вперёд.
- Рассчитывать только на тормоза при спуске с горы в гололед. Не стоит надеяться и на ретардер (тормоз-замедлитель). Если наклонный участок дороги посыпан или хорошо укатан, то сложностей не возникнет. Но при гололеде, находясь на самой высокой точке, важно выбрать верную передачу. В процессе спуска с горы движение на пониженной передаче опасно.
- Рассчитать запас скорости и двигаться на пониженной передаче во время спуска на груженой фуре. Так как полный автомобиль может развить обороты двигателя, что приведет к выходу из строя ведущего моста. Переключение на верхний ряд прямо на повышенную передачу в процессе спуска еще больше увеличит скорость, в результате чего возникнет реальная опасность потерять управление грузовиком. При скоплении снега на подъёмах лучше на время отказаться от автоматики и перейти на ручное управление техникой
- Не тормозить только прицепом на скользкой дороге. По законам физики прицеп в таких случаях обязательно начинает сползать под уклон, на обочину.
- Отключить ручник, если автопоезд всё же начал скользить при движении с горы вниз, а прицеп необходимо во что-нибудь упереть. Могут помочь столбики на дороге, дерево или сугроб. Так как скорость скольжения небольшая, то прицеп должен остановиться. Если водитель начнет выруливать, чтобы развернуться это неизбежно приведёт к аварии. Спасти положение может только полная остановка, всеми возможными и невозможными методами.
- Нажать обеими ногами по педалям тормоза и сцепления одновременно при экстренном торможении.Только в этом случае вы сможете контролировать движение машины. Почти все водители изо всех сил жмут на тормоз, забывая выжимать сцепление - это грозит остановкой двигателя. Всегда нужно контролировать ситуацию, а при неправильном экстренном торможении заглохший двигатель блокирует ведущие колеса и автомобиль теряет управление.
- Подложите башмаки под переднее и заднее колесо прицепа во избежание проблем при расцеплении. Прицепы оборудованы тормозными камерами, лапы которого выполняют роль якоря. Но многие водители считают, что стояночная тормозная система тягача способна удержать и прицеп. Поэтому расцепившись, они не подкладывают башмаки под колеса прицепа даже на склоне, рассчитывая на его энергоаккумуляторы и сталкиваются с проблемами.
Будьте аккуратны и внимательны на дорогах и ДТП обойдет вас стороной!